1. Ожидаемое положение в использовании зарубежных счетов в 2017 г.
Имея в виду, что представление отчетов о движении денежных средств на зарубежных счетах в 2016г. провалилось также, как и амнистия капиталов, следует полагать, что в 2017г. данный вопрос не останется без особого внимания со стороны контролирующих и правоохранительных органов.
При этом, наиболее вероятным представляется вариант, что:
- публично обсуждавшийся в 2016г. законопроект о внесении поправок в Закон о валютном регулировании, в 2017г. станет, наконец, законом;
- соответствующие изменения будут внесены также и в налоговое, и административное законодательство;
- выйдет, как всегда, ряд разъяснительных писем Минфина и ФНС России.
В результате чего, среди прочего, сроки представления отчетов о движении денежных средств по зарубежным счетам будут изменены.
А печальный результат работы в этом вопросе в 2016г. будет спущен на тормозах с тем, чтобы наверстать упущенное в 2017г.
В части традиционных вопросов, касающихся выгодности и безопасности использования зарубежных счетов, является очевидным, что налоговые и валютные резиденты РФ, по возможности, учитывают сложившуюся ситуацию и действуют соответственно новым обстоятельствам.
При этом, вопрос об ограничениях в использовании зарубежных счетов на серьезном уровне даже не возникает.
Другое дело — формы и методы работы.
Приоритеты в обязанностях и задачах
В данном случае имеется в виду приоритетность в обязанностях и задачах налоговых и валютных резидентов в отношении тех законоположений, которые были введены в действие в 2015-2016 годах.
В том числе:
- норм антиофшорного законодательства,
- изменений, внесенных в валютное законодательство,
- ужесточения требований со стороны уполномоченных банков,
- дополнений, внесенных в Закон о легализации и отмывании.
В отношении норм антиофшорного законодательства
Может быть, самым главным, на что следует обратить внимание налогоплательщикам и держателям зарубежных счетов в 2017г. — это все связанное с Законом о КИК.
Именно в этом году, помимо прочих обязанностей участников иностранных организаций, от контролирующих лиц КИК требуется первое представление в налоговые органы Уведомлений о КИК и налоговых деклараций с указанием доходов, полученных в виде распределенной прибыли по итогам налогового периода 2015г.
А также потребуется серьезнейшая подготовка к декларированию в 2018г контролирующими лицами КИК нераспределенной прибыли КИК, которая:
- получена организацией в налоговом периоде 2015г.,
- но осталась нераспределенной на счетах КИК до конца 2016г.,
- и превратилась, таким образом, в доход контролирующего лица за 2017г., что будет происходить в России впервые.
При этом, следует иметь в виду, что главное время для подготовки к декларированию распределенной и нераспределенной прибыли для большинства лиц в 2016г. оказалось упущенным в связи с тем, что налоговая отчетность иностранных организаций по налоговому периоду 2015г. уже подана в 2016г. по месту регистрации компаний (если это не оффшоры).
А бухгалтеры указанных компаний в подавляющем большинстве, естественно, не могут знать специфику российского антиофшорного законодательства без специальных инструктажей со стороны фактических владельцев компаний.
Также следует иметь в виду, что уплата НДФЛ в 2017 г. в части доходов, полученных физическими лицами от источников за пределами РФ (статьи 208 НК РФ) будет производиться с учетом доходов, полученных ими также и от участия в иностранных организациях в 2017 г. в соответствии с положениями антиофшорного законодательства.
Выглядеть это будет следующим образом:
- Для контролирующих лиц КИК:
— с дохода, к которому в размере, пропорциональном доле их участия, приравнена прибыль КИК в налоговом периоде 2015 года, в том случае, если ее размер составит более 50,0 млн. руб.
— с дивидендов, которые они получат в результате распределения прибыли КИК в том случае, если ее размер составит менее 50,0 млн. руб.
- Для прочих участников иностранных организаций (с любыми долями участия и не только КИК):
— с дивидендов, которые они получат в результате распределения любой прибыли иностранной организации.
Всего указанного в настоящее время могут не знать в достаточной мере не только иностранные бухгалтеры, но и российские, так как:
- Закон КИК вышел в 2014 г.,
- введен в действие с 01.01.2015 г.,
- изменения и дополнения вносились до конца 2016 г.,
- но первая отчетность по КИК (Уведомления и налоговые декларации) за налоговый период 2015г. должна представляться только в 2017 г.
То есть, — практический опыт у всех без исключения пока равен нулю.
А между тем, отчетность по иностранным компаниям за тот же налоговый период по месту их регистрации уже сдана в 2016г.
И, таким образом, несогласованные вовремя действия уже могут привести к самым нежелательным последствиям.
Но что, без сомнения, является своевременным (и безотлагательным) — это:
- Безналоговая ликвидация иностранных компаний до 01 января 2018 г.
В данном вопросе владельцы таких компаний пока еще не полностью упустили время. А именно — Закон № 32-ФЗ продлил до 01 января 2018 г. действие установленной ранее льготы, согласно которой при ликвидации иностранной компании доходы в виде стоимости полученного имущества или имущественных прав, налогом не облагаются, если ликвидация завершена до 01.01 2017г. Однако безналоговая ликвидация может быть закончена и позднее, но при условии, если соответствующее решение было принято до 01.01.2017 г.
- Все связанное с налоговым периодом 2016 г. Можно не сомневаться, что если по налоговому периоду 2015 года в 2016-2017 г.г. что-то удалось (удастся) безнаказанно упустить, то с налоговым периодом 2016 года неизбежно придется работать уже на совсем ином качественном уровне.
В отношении изменений, внесенных в валютное законодательство, ужесточения требований со стороны уполномоченных банков
В данной теме в 2017 г. особый интерес представляет все, связанное с перечнем незаконных валютных операций и незаконным выводом денежных средств в том ракурсе, как это сформулировано в Законе о валютном регулировании.
В том числе — по договорам займа с невозвратом, разработки паспортов сделки с учетом установленных порогов стоимости сделки, выполнения сроков обязательств по сделкам в интересах своевременной репатриации валютной выручки, а также наличным оборотом денежных средств.
Кроме того, следует иметь в виду, что обсуждаемый в 2016г. и в настоящее время законопроект о внесении поправок в Закон о валютном регулировании, в первом полугодии будет, с высокой вероятностью, принят, подписан и введен в действие.
В этой связи вопросы налогового и валютного резидентства станут еще более актуальны и, без сомнения, заставят корректировать организацию бизнеса и владения зарубежными активами.
(подробнее — см. в статье «Налоговые и валютные резиденты — кто они, их обязанности и кому из них лучше»).
Ужесточение требований со стороны ополномоченных банков
Что касается уполномоченных банков, то реальность такова, — банковской тайны в России больше не существует, а сами банки, вынужденные руководствоваться не объективно сбалансированными коммерческими интересами, а, преимущественно, требованиями Закона о легализации и отмывании, стали основным инструментом властного произвола (подробнее — см. в статье «Банковская тайна как пережиток прошлого»).
А три кита, на которых много лет держалось все «уклонение»:
— оффшоры и номиналы,
— мнимые и притворные договоры,
— фирмы-однодневки,
становятся, вроде бы, уходящими в прошлое историческими персонажами.
Такое утверждение становится все более уместным и в отношении зарубежных банков.
Однако, на самом деле, — это не совсем так и можно не сомневаться, что уклонение в обозримом будущем своей востребованности не утратит, но будет становиться все более закрытым полем деятельности.
И упомянутые киты также никуда не денутся, неизменно оставаясь при этом объектом справедливой критики.
В отношении дополнений, внесенных в Закон о легализации и отмывании
В данном случае имеется в виду необходимость введения режима повышенного внимания со стороны бенефициарных владельцев компаний к новому требованию Закона о легализации и отмывании (статья 6.1) в соответствии с которым:
— они сами стали обязаны представлять о себе информацию в свои компании,
— а их компании стали обязаны представлять ее далее, куда следует, по запросу уполномоченного органа, налоговых органов или иного федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством РФ.
Причем, передача такой информации о персональных данных в соответствии с положениями указанной стать 6.1. не является нарушением законодательства РФ.
В принципе, это нововведение меняет все привычные представления о структурных построениях в организации бизнеса и владении личным имуществом, открывая при этом огромные возможности для властного произвола.
Однако и в данном вопросе в распоряжении специалистов имеется достаточно обширный мировой опыт.
2. Антиофшорный календарь представления документов в 2017 г.
№ п/п
|
Наименование документов
|
Место представления
|
Срок
|
Примечания
|
1
|
Уведомление об участии в иностранных организациях
|
ФНС РФ
|
не позднее3-х месяцев с даты возникновения (изменения) доли участия.
|
|
2
|
Уведомление об учреждении ИСБОЮЛ
|
ФНС РФ
|
не позднее 3-х месяцев с даты наступления события
|
|
3
|
Уведомление о КИК от организаций и физических лиц
|
ФНС РФ
|
20.03.2017г.
|
представляется впервые
|
4
|
Налоговая декларация контролирующих лиц (организаций):
-по налогу на прибыль (ежеквартально)
|
ФНС РФ
|
28.01.2017г.
28.04.2017г.
28.07.2017г.
28.10.2017г.
(уточнить)
|
год, квартал, полугодие,
9 месяцев представляется впервые
|
5
|
Налоговая декларация контролирующих лиц (физических лиц):
— по НДФЛ
|
ФНС РФ
|
30.04.2017г.
|
представляется впервые
|
6
|
Уведомление об открытии (закрытии, изменении реквизитов) зарубежного счета
|
ФНС РФ
|
в течение 30-ти дней после наступления события
|
|
7
|
Отчет о движении денежных средств на зарубежных счетах от организаций (ежеквартально)
|
ФМС РФ
|
28.01.2017г.
28.04.2017г.
28.07.2017г.
28.10.2017г.
|
год,
квартал, полугодие,
9 месяцев, год
|
8
|
Отчет о движении денежных средств на зарубежных счетах от физических лиц
|
ФНС РФ
|
01.06.2017г.
|
|
9
|
Информация о бенефициарах
|
Уполномоченные банки
|
по запросу уполномоченного банка
|
представляется впервые
|
10
|
Уведомление об ином
гражданстве или другом праве постоянного проживания.
|
ФМС РФ
|
в течение 60 дней после наступления события
|
В случае отсутствия
-в течение 30 дней после приезда
|
11
|
Сведения об участниках иностранных
организаций (для ИСБОЮЛ — учредителях) в соответствии со ст.3.2. НК РФ
|
ФНС РФ
|
уточнить
|
Только для
имеющих налоооблагаемое имущество на территории РФ
|
3. Общие тенденции ближайшего будущего
Тенденции на бытовом уровне
Под ближайшим будущим в данном случае имеются в виду 2017-2018годы. На бытовом уровне возникают следующие мнения:
- переводить денежные средства в Россию, так как дома им, якобы, будет лучше;
- переводить часть средств в другие виды активов — недвижимость, золото, коллекционные вещи;
- другие аналогичные мнения, которые являются правом каждого недостаточно осведомленного лица.
Однако мнение Консалтинговой группы ЮКТ является иным, а именно — иностранные счета законны, выгодны и безопасны.
Тем более что без них полноценно работать все равно невозможно.
А наломать дров можно в любом деле.
Поэтому вопросы эффективного и безопасного использования зарубежных счетов следует рассматривать под различными углами зрения и на основе тех возможностей, которые предоставляет российское законодательство, международное законодательство и соответствующие международные договоры и соглашения.
В этой связи следует рассматривать (отдельно, но в обязательной взаимоувязке):
- тенденции развития российского и международного законодательства;
- тенденции в использовании зарубежных счетов.
Тенденции в развитии законодательства
Они очевидны:
Российского — в направлении дальнейшего ужесточения требований для основной массы налогоплательщиков с предоставлением практически неограниченной свободы для определенных лиц.
Самым наглядным примером такой тенденции является продолжающееся создание внутренних оффшоров в виде «свободных экономических зон».
Но оставлять денежные средства в указанных зонах является опасным даже для определенных лиц, поэтому на фоне повальной (казалось бы) деофшоризации все равно никак не обойтись без использования зарубежных юрисдикций.
В этом ответвлении указанной деофшоризации следует найти свое место.
Международного — в направлении обеспечения собственных государственных интересов (таковые там присутствуют) в собираемости налогов.
Однако, — с некоторыми вынужденными уступками мировым тенденциям.
Тенденции в использовании зарубежных счетов
Тенденции смещения интересов и поведения российских пользователей зарубежных счетов также приобретают свои контуры и признаки, в том числе:
- В первую очередь — рассредоточение активов на корпоративных счетах в нескольких юрисдикциях. Ни одна страна, ни один банк, ни одна компания и ни один актив порознь не могут гарантировать безопасность.
- На индивидуальных зарубежных счета удерживаются, преимущественно, лишь небольшие суммы (до 100,0 тыс. дол.) на текущие расходы.
- Происходит усиление интереса к законодательству США, которые не обмениваются информацией ни с кем, несмотря на то, что их FATCA обязывает весь мир уведомлять об американских вкладчиках.
- Также происходит усиление интереса к Азии, которая является растущим экономическим центром.
- Появился интерес к возможностям, которые косвенно предоставляет российское антиофшорное законодательство, в том числе (выводы делать самостоятельно):
- налоговые резиденты РФ обязаны декларировать свое участие в иностранных компаниях, только если доля такого участия составляет более 10%;
- если доля участия более 25% — то налогообложение возникает только, если прибыль КИК составляет более 10,0 млн.руб., что особенно привлекательно в сравнении с требованиями, касающимися индивидуальных счетов, на которых любые суммы доходов подлежат налогообложению
- если компания активная или действует в странах с высокой налоговой ставкой (не ниже 75% от средневзвешенной в России), то отчётность необходима, прибыль налогом не облагается, отчитываться о движении средств на счете не требуется.
Выбор вариантов использования указанных и других возможностей антиофшорного законодательства зависит от уровня законопослушности налогоплательщиков и профессионализма лиц, обеспечивающих законное использование таких возможностей.
Полезные советы
- Распространенное мнение о целесообразности смены резиденства и, тем более, — отказа от гражданства — является весьма спорным и требует сугубо индивидуального подхода.
- Пассивная позиция (что будет дальше) — не рекомендуется.
- Даже если источник средств является полностью законным, а налоги уплачены полностью — не должно расслаблять. Вас могут попытаться убедить в обратном в принудительном порядке.
- Если станет известно, где находятся активы, то не исключается вариант, что найдутся желающие их заполучить в государственное или личное пользование (что иногда — одно и тоже).
Все указанное является далеко не полным ответом на вопрос — что делать в 2017 году и ближайшее время с зарубежными счетами.
А также — в целом со своим бизнесом или активами за рубежом.
Поэтому Консалтинговая группа ЮКТ с удовольствием дополнительно и в достаточной мере прокомментирует любые появившиеся вопросы заинтересованных лиц на тему оптимизации налогообложения, международного налогового планирования и антиофшорного законодательства в рамках любого права — гражданского, налогового, валютного и уголовного.